Олимпия

Колыбель Олимпийских Игр


  В 776 году до н.э. олимпийский праздник получил общегреческое признание. Этот год явился первой летописной страницей Олимпийских игр. У древних греков была славная традиция : имена олимпийских победителей - олимпиоников - выгравировывали на мраморных колоннах, установленных вдоль берега реки Алфей. Благодаря этой традиции нам известна эта дата - 776 год до н. э. - имя первого победителя: его звали Корэб, он был поваром из Элиды. Первые тринадцать Игр состояли только из одного вида состязаний - бега на один стадий, что должно соответствовать по длине шести ступням жреца Зевса. По преданию, это расстояние в Олимпии отмерял сам Геракл, и оно равнялось 192 метрам 27 сантиметрам. Так возникло и хорошо знакомое всем слово "стадион" . Поначалу в Играх участвовали атлеты лишь двух городов Элиды - Элиса и Писы. Но очень скоро популярность Игр , равно как и "священного перемирия" становится такой, что все греческий государства начинают принимать в них участие. В течение всех Олимпийских игр, а продолжительность их все увеличивалась, наступало перемирие для всех воюющих армий. Воины, еще вчера непримиримые враги, откладывали в сторону оружие и со всех концов Греции направлялись в Олимпию.
  Олимпия - не обычный город, не похожий на любой другой. Он расположен на юго-западе Греции, в долине реки Алфей, которая впадает в Ионическое море. Северный берег Алфея представляет собой огромную долину, окаймленную поросшими лесом холмами, за которыми высятся горные вершины, покрытые снегом. Только во время Игр Олимпия принадлежала людям, в обычное же время это был город, посвященный богам. Здесь жили только священники,хранители захоронений и сокровищ. 

Вокруг долины зеленел священный пояс - Альтис. В этой священной роще росли платаны, кипарисы, оливы. За рощей белели храмы Зевса, Геры, Деметры, храмы прекрасных и чистых линий, шедевры греческой архитектуры. Внутри находились прекрасные статуи, среди которых Гермес известного греческого скульптора Праксителя и двенадцатиметровый Зевс, сделанный из золота и слоновой кости крупнейшим скульптором древности Фидием. Блестящие коллекции щитов, амфор, ваз, драгоценных шлемов дополняли великолепие этих храмов. К северу от храма Зевса находился холм, окруженный стеной в виде пятиугольника. По преданию, этот холм был могилой Пелопса. Еще дальше на север, у подножия Кроносского холма, в храме Геры долгое время хранился медный диск с высеченным на нем текстом договора Ифита с Ликургом. Здесь же, в Альтисе, в северо-западной стороне располагался ряд строений, где хранились драгоценности - дары греческих государств и городов, дары отдельных граждан. Между всеми этими строениями Альтиса находилось около семидесяти алтарей, на которых приносили жертвы многочисленным богам, почитаемым в Древней Греции.
  К северо-востоку от священной рощи находился стадион, лежавший в углублении метра на четыре ниже Альтиса. Он был соединен с Альтисом тридцатидвухметровым подземным ходом. Через этот ход участники состязаний в сопровождении судей после принесения жертвы богам выходили на стадион для соревнований. Стадион представлял собой полуовал, вытянутый с запада на восток, длиной около 215 метров и шириной около 30 метров. Он был окружен невысокой насыпью, за которой находились зрители. Для знатных гостей были выбиты скамьи, покрытые белым мрамором. Беговая дорожка была довольно широкой, по ней одновременно могли бежать восемь атлетов. Стадион в Олимпии К числу сооружений Олимпии, имевших тесную связь с праздником и с происходившими во время него спортивными выступлениями, принадлежала также гимназия, расположенная северо-западнее священной рощи. Гимназия представляла собой обширный двор, окруженный колоннадой, на котором были устроены беговые дорожки, места для метаний, для борьбы и так далее. Гимназия предназначалась для тренировок. На гимназическом дворе были проложены аллеи с тенистыми деревьями, где атлеты отдыхали после упражнений. Между деревьями тут и там стояли высеченные из мрамора статуи наиболее знаменитых олимпиоников. В центре гимназического двора находилось каменное здание - палестра,- предназначавшееся для различных упражнений.

Здесь имелись комнаты для игры в мяч, для упражнений с мешками (эти упражнения были основными в тренировке кулачных бойцов). Здесь же были устроены бани. В специальной комнате можно было смазать тело маслом, а в другой был сложен привозимый из Египта мелкий нильский песок для обсы-пания тела. Атлеты перед упражнениями смазывали тело маслом и затем посыпали его песком. За пределами гимназии, почти примыкая к ней, находилась первая "олимпийская деревня" - помещение для жилья атлетов, прибывающих на состязания.
  С приближением Олимпиады из Элиды во все концы Греции разъезжались гонцы, которые объявляли "священное перемирие". Эти гонцы своею властью останавливали войны. Повсюду их встречали с триумфом. И не только в самой Греции, но и везде, где обосновались греки,- в Крыму, в Египте, в Испании. Здесь стоит упомянуть, что в то время не все греки могли принимать участие в Играх. Чтобы участвовать, нужно было: "не быть ни рабом, ни варваром, не совершать ни преступления, ни богохульства, ни святотатства". Варварами считались иностранцы, то есть лица, не являющиеся гражданами греческих государств. Но все ли свободнорожденные греки имели возможность участвовать в олимпийских состязаниях? Закон запрещал выступать на Играх только рабам и варварам, оставляя место только свободнорожденным грекам. Но свободнорожденные греки были неоднородны по своему социальному и имущественному положению. Наряду с рабовладельческой аристократией существовали многочисленные мелкие землевладельцы и ремесленники. Закон не запрещал им участвовать в Играх, но целый ряд требований, предъявляемых к участникам, фактически не давал им возможности выступать в состязаниях. По олимпийским правилам все атлеты должны были записываться у судей за год до открытия состязаний и перед началом Игр представить доказательства того, что они в течение не менее десяти последних месяцев перед Играми готовились к состязаниям, ежедневно упражняясь. Исключение составляли лишь победители предыдущих Олимпиад. Кроме того, каждый участник должен был за месяц до начала Игр прибыть в Олимпию и в течение месяца проходить испытания в гимназии, причем все расходы оплачивал сам участник. Объявление об Олимпийских играх вызывало неслыханную лихорадку среди всех греков. Люди набивались в лодки, собирались в огромные толпы и шли пешком, повсюду можно было увидеть вереницы мужчин и подростков, направляющихся в Олимпию. Исключение составляли замужние женщины, которым под страхом смерти запрещалось присутствовать на Играх. В своей книге "Описание Эллады" Павсаний пишет, что вблизи Олимпии, на берегу Алфея, высилась огромная скала, на которую должны были приводить женщин, пытавшихся проникнуть на священные Игры, и сбрасывать их оттуда. Павсаний, правда, при этом добавляет, что был один только случай, когда на празднике обнаружили женщину.
  То была легендарная Каллипатера, или, как ее многие называют, Ференика. Легенда о ней довольно любопытна. Рассказывают, что эта женщина из известного семейства Диагоридов с острова Родос, давшего много олимпийских чемпионов, сама обучала сына своего Посейдора кулачному бою, готовя его к соревнованиям. Прибыв в Олимпию и не сомневаясь в том, что сын победит, Каллипатера хотела во что бы то ни стало быть свидетельницей его триумфа. Она надела мужское платье и проникла на стадион, смешавшись с группой педотрибов - тренеров. Когда ее сын Посейдор одного за другим победил пятерых соперников и стал олимпиоником, счастливая мать не выдержала: забыв обо всем, она перепрыгнула через барьер, бросилась к сыну, обняла его... но в стремительном беге мужской наряд слетел с нее. По закону Каллипатеру должны были сбросить со скалы, но судьи не нашли в себе сил сделать это. И ее помиловали, так как эта женщина была дочерью чемпиона, сестрой чемпионов и, наконец, матерью чемпиона. Но дабы впредь не допускать повторения подобных случаев, было постановлено, чтобы педотрибы, находящиеся в непосредственной близости от участников состязаний, присутствовали на Играх обнаженными.
  Бесконечные людские караваны, направляющиеся в Олимпию, беззаботно пересекали вражеские границы, твердо зная, что ничего с ними не случится. Этот феномен кажется совершенно исключительным, ведь в то время войны практически не прекращались. На протяжении двенадцати веков это священное перемирие было нарушено только один раз аркадийцами, которые во время 103-й Олимпиады в 368 году до н. э. захватили Олимпию. Гнев греков был настолько силен, что аркадийцы были наказаны и надолго лишены права участвовать в Олимпийских играх.
  По дороге в Олимпию старики объясняли молодым эволюцию спортивных состязаний. В самом начале Игры состояли только из бега на один стадий - стадиодром. В 724 году до н. э. к нему добавился двойной бег - диаул - на дистанцию 384,54 метра. Затем, в 720 году до н. э., длинный бег - долиходром,- или бег на 24 стадия. В 708 году до н. э., на 18-й Олимпиаде, появилось пятиборье, состоящее из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы. На той же Олимпиаде впервые были проведены соревнования по борьбе. Еще через пять Олимпиад, в 688 году до н. э., программа обогатилась кулачным боем, через две Олимпиады - состязанием колесниц и, наконец, на 33-й Олимпиаде, в 648 году до н. э., появляется самый трудный и, несомненно, самый жестокий вид соревнований - панкратион, соединяющий в себе приемы кулачного боя и борьбы.
  В панкратионе позволялось все: любой удар, захват, пинки ногами, болевые приемы и даже... укусы. Позже в программу Игр были включены бег в вооружении, бег трубачей и герольдов, состязания колесниц, запряженных мулами, соревнования для детей по борьбе, скачкам, пятиборью, а в 200 году до н. э., на 145-й Олимпиаде, появляется даже панкратион детей.
  Перед Играми вокруг Олимпии строился палаточный городок для зрителей. Обычно в этом городке царило оживление. Было полно торговцев, устраивавших здесь свои дела. Тут и там сновали организаторы различных пари - букмекеры тех времен, действовавшие неофициально, но очень активно.
  Наконец великий день наступал: олимпийские празднества начинались с восходом полной луны. Накануне зрители могли восхищаться мраморными статуями предыдущих победителей, которые были поставлены между стадионом и рекой Алфей на средства тех городов, откуда родом были новые "полубоги":
 -   первый олимпионик Корэб из Элиды
 -   "сильнейший среди сильных" Милон из Кротона
 -  Политес из Корины, одержавший на 212-й Олимпиаде три победы во всех трех видах бега в течение одного дня;   
 - Ласфен из Тебеи, который бежал 30 километров, соревнуясь с лошадью;   
 - Никкола из Акрии, который на двух Олимпиадах одержал пять побед в беге,
 
и множество других славных атлетов. Юношам обязательно показывали несколько десятков почти одинаковых статуй Зевса, возвышавшихся возле холма Крона. Каждая из этих статуй была сооружена на деньги со штрафов, накладывавшихся на тех участников Игр, которые жульничали, пытались подкупать противников, наносили во время соревнований увечья сопернику,- в общем, совершали различные неэтичные поступки.
  Нарушения правил, зафиксированные в исторических памятниках, были весьма разнообразны. Например, на 71-й Олимпиаде, в 496 году до н. э., элланодики (судьи) не признавали атлета Клеомеда победителем в кулачном бою, потому что он во время состязания случайно убил своего противника. На 75-й Олимпиаде, в 480 году до н. э., был оштрафован знаменитый атлет Теаган за то, что он отказался от участия в панкратионе, сказав, что утомился во время кулачного боя, а по правилам все виды состязаний, входившие в программу Игр, тогда являлись обязательными для каждого участника.
На 90-й Олимпиаде, в 420 году до н. э., не была признана победа возницы Лихаса, так как он незаконно принял участие в Играх: Лихас был спартанцем, а Спарта в этой Олимпиаде не участвовала, и Лихас выступал со своей колесницей от имени другого города. После 98-й Олимпиады были установлены сразу четыре статуи Зевса: кулачный боец Эвпол дал взятку своим троим соперникам. Наказаны были все четверо, и не только солидным денежным штрафом, но и всеобщим презрением. Недаром одна из надписей на этих статуях гласила: "Победа в Олимпии добывается не деньгами, а быстротой ног и крепостью тела".
  Олимпийский праздник начинался с торжественной процессии, направляющейся к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию элланодики в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносилась пара огромных быков, и на этих двух тушах судьи и участники давали торжественную клятву быть достойными возможного награждения оливковым венком, сделанным из ветвей священного дерева. Совершив обряд жертвоприношения Зевсу, процессия направлялась к храмам других богов, где тоже выполняла различные церемонии. Вечером после жеребьевки устраивался великолепный праздник искусств. В то время, когда праздник был в разгаре, атлеты старались заснуть с полуголодными желудками, съев только по куску сыра и запив его холодной водой. Атлеты шли на эти лишения с легким сердцем, так как в случае победы вознаграждение было огромным. Прежде всего местность, откуда родом победитель, отныне поступала под покровительство богов, затем сам олимпионик становился как бы полубогом. По возвращении домой ему устраивался сказочный прием, и до конца дней ему оказывались многочисленные знаки внимания, а после смерти чемпиона приписывали к сонму "малых богов". Все это не так уж мало!   Итак, великий день наступал. От 40 до 60 тысяч зрителей занимают свои места на насыпи вокруг стадиона. Трубы приветствуют приближение элланодиков и почетных гостей. Атлеты ждут в углу арены и по очереди выходят на середину, чтобы представиться, когда глашатай выкликнет их имя. Глашатай громко объявляет имя и родину каждого и трижды спрашивает: "Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны с тем, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?" Затем начинались состязания. В первый день проходили состязания по всем видам бега, во второй - пятиборье, а в третий-борьба, кулачный бой и панкратион. Четвертый день полностью отдавался в распоряжение детей. Дистанции бега для детей были в два раза меньше, чем у взрослых. В пятый день проводились соревнования среди колеснщ, запряженных четверкой лошадей, скачки лошадей по кругу на 1538 метров и на 14 километров. Заканчивался олимпийский праздник серией грандиозных банкетов, которые по очереди устраивались каждым государством.
  Из всех дней публика больше всего ожидала третьего, когда соревновались самые сильные. Начинались соревнования наименее грубым видом борьбы. Здесь удары головой не наказывались, но удары кулаками были запрещены категорически. Площадка довольно сильно поливалась водой, а тела свои борцы натирали маслом. Так что в этом виде борьбы надо было обладать скорее ловкостью, нежели силой, чтобы для победы три раза повалить противника на землю. Борцы готовятся к состязаниям В кулачном бою для победы требовалось гораздо больше силы, что очень ценилось зрителями. Здесь существовало лишь одно правило: тот, кто убьет своего соперника, будет подвергнут самому суровому наказанию. Руки бойцов обматывались мягкими, эластичными ремешками из бычьей кожи, ими прикрывались все пальцы, кроме большого. Затем ремень туго закручивали вокруг кисти. Это не только предохраняло пальцы рук от травм, но и увеличивало мощь удара. Бить разрешалось только в голову или в лицо, поэтому часто бойцы выступали в кожаных или даже в металлических шлемах. Бывало, что первый же удар приносил победу, поэтому соперники осторожничали, выжидали, долго маневрировали по площадке. И только улучив момент, наносили противнику сокрушительный удар.
  Больше всего греки любили тех, кто побеждал не грубой силой, а искусством. Очень популярным в I веке н. э. был Меланком из Карий, который славился своей блестящей защитой. Держа руки вытянутыми вперед, он умело удерживал противника на дистанции, не позволяя тому наносить удары. Меланком мог так продержаться час, два, три и гораздо больше - до тех пор, пока его соперник окончательно не выбивался из сил. За всю свою спортивную карьеру он не изувечил ни одного из своих партнеров, так и оставшись непобежденным. 

  Третье соревнование дня - панкратион. Соревнование начиналось кулачным боем. В панкратионе бойцы выступали с голыми руками, без ремней. Противники, заняв удобные позиции и стоя твердо на расставленных ногах, с туловищем, наклоненным вперед, и отклоненной назад и влево головой, начинали наносить друг другу удары рукой. Иногда один из противников ограничивался самозащитой, отражая удары соперника, и, когда видел, что противник начинает утомляться, переходил в наступление. Когда один из соперников падал на землю, состязание продолжалось в виде борьбы.
  Самым заметным в этом виде спорта был великий Милон из Кротона. Красавец громадного роста, с прекрасно развитой мускулатурой, он вызывал бешеное поклонение зрителей и хроникеров своего времени. Рассказывают, что вечером того дня, когда он одержал свою шестую олимпийскую победу (с 57-й по 63-ю Олимпиаду), Милон взвалил на плечи быка, огромного быка, которого только что закололи в его честь, и сделал с ним круг по стадиону, а вечером во время празднества он съел его всего целиком.
  Не только состязания на стадионе имели большой успех у зрителей. Не меньшим успехом пользовались и соревнования на ипподроме. С 680 года до н. э., когда состоялись первые состязания в конном спорте, программа этого вида все время пополнялась. Сначала были состязания на двухколесных колесницах, запряженных четверкой лошадей, затем - на колесницах, запряженных двумя лошадьми, потом появились скачки на лошадях и даже соревнования повозок, запряженных мулами. Ипподром Олимпии был великолепен: 720 метров в длину, 320 метров в ширину. В самом начале владельцы лошадей были одновременно и тренерами и участниками. Но соревнования эти были очень опасными, так как участники не останавливались перед самыми грубыми средствами, лишь бы перевернуть колесницу соперника, не дать ему прийти к финишу первым. Несчастные и даже смертельные случаи были на этих соревнованиях нередки. Очень скоро богатые владельцы конюшен решили завоевывать победу, не подвергаясь риску. Они стали отправлять на соревнования рабов под своим именем. В случае победы раб получал от своего хозяина значительную сумму денег и мог быть даже отпущен на свободу и стать свободным гражданином. Можно себе представить, что конкуренты не щадили себя, добывая победу своим хозяевам. Обычай этот распространялся довольно быстро. И очень скоро в этих соревнованиях стали принимать участие только "профессионалы". Известны даже случаи, когда владелец лошадей вообще не приезжал на Игры. Так поступали, например, могущественные правители, обремененные государственными делами. Некоторые государи содержали роскошные конюшни, например римские императоры Тиберий и Нерон, имена которых фигурируют в списках олимпийских победителей.
  Как получилось, что в число олимпиоников попали римляне, ведь чужестранцам не разрешалось участвовать в Играх? В 146 году до н. э. Грецию завоевали римляне, и побежденные греки вопреки священной традиции вынуждены были позволить римлянам участвовать в Играх. Переполненный гордостью Нерон приказал построить в Олимпии сказочный дворец, а затем решил сам участвовать в состязаниях колесниц. В этих соревнованиях ожидали участия множества атлетов. Огромное количество колесниц принадлежало знатнейшим фамилиям, а участники были прекрасно подготовлены. Но когда стало известно, что император собственной персоной хочет участвовать в соревнованиях, все немедленно ретировались. Никто не осмелился помешать Нерону стать "чемпионом". Каждый отлично знал: попытайся он только противостоять Нерону, сразу появится риск потерять жизнь. Таким образом, Нерон в гордом одиночестве появился на дорожке ипподрома, стоя на своей колеснице, запряженной десятью лошадьми. На дистанции он дважды умудрился упасть, но, наконец, добрался до финиша. Он был немедленно увенчан лавровым венком, и никто не посмел даже улыбнуться. Римляне ввели в Олимпийские игры цирковые представления, те самые знаменитые кровавые игры римских арен, во время которых гладиаторы дрались насмерть. Публика с большим удовольствием реагировала на эти битвы между гладиаторами и дикими зверями: быками, тиграми,львами. Но это уже не было спортом, это было чисто коммерческое зрелище, приносящее большие доходы, но ничего общего не имевшее с олимпийскими идеалами греков.
  В 394 году н. э. христианство наконец восторжествовало: Феодосий I, император Востока и Запада, провозгласил христианство официальной религией. Миланскому епископу Амбруазу, которого называли "христианской совестью" Феодосия, без труда удалось внушить императору, что Олимпийские игры по своему происхождению - из-за легенд, с ними связанных,- являются главным источником язычества и их надо уничтожить. Феодосии объявил Игры нечестивыми и запретил их.
  Организованные в 884 году до н. э. царем Ифитом по совету дельфийского оракула в политических целях, Игры умерли в 394 году по приказу императора Феодосия I, последовавшего совету другого святого - Амбруаза,- также в целях политических. Олимпийские сооружения пережили Игры всего на один год. В 395 году византийцы и готты столкнулись на берегах Алфея. В результате этой кровавой битвы Олимпия была разрушена. Тридцать один год спустя, в 426 году, Феодосии II приказал сжечь и стереть с лица земли остатки языческих храмов. Погиб величественный храм Зевса, а статуя - творение бессмертного Фидия, одно из семи чудес света,- была увезена в Константинополь. Это было сделано также во имя христианской веры. Через сто лет разгром Олимпии довершили два сильных землетрясения. А потом неожиданно разлились реки. Они вышли из берегов, смыли все преграды, и Олимпия исчезла под песком и тиной.